Кабинет Министров Украины утвердил новый вариант Правил предоставления услуг пассажирских перевозок и Порядка проведения конкурсов на перевозку пассажиров на автобусном маршруте общего пользования. Что получат пассажиры в результате новаций: рассмотрим вкратце принятые нормативные акты.
Качество услуг пассажироперевозок должно повыситься
Новые требования предусматривают соблюдение перевозчиками и автостанциями:
- экологических норм;
- требований безопасности;
- соответствия требованиям для перевозки лиц с инвалидностью и предоставления им дополнительных услуг (обеспечение входа-выхода; проверка, не забыт ли багаж);
- внеочередного приобретения билетов в кассе автовокзала инвалидами, будущими мамами и родителями с детьми дошкольного возраста.
Из негатива – исключена возможность приобретения детских билетов с 1 октября по 15 мая со скидкой 25%.
Автостанция обязана обустроить платформы и места ожидания, обеспечить нормы санитарной и противопожарной безопасности, предоставить общедоступную информацию о графике движения автобусов и актуальных ценах на билеты.
Казалось бы, ничего нового. Но эксперты рынка автобусных перевозок предрекают резкое сокращение малых и средних перевозчиков и повышение тарифов на автоперевозки.
Кто останется на рынке автоперевозок
Ужесточение требований к перевозчикам в конкурсных условиях приведет к уходу с рынка небольших компаний со старым транспортным парком, без возможности ежедневного прохождения ТО и врачебного осмотра.
Министр инфраструктуры Владимир Омельян прогнозирует, что после внедрения новых Правил на рынке межобластных перевозок реально смогут работать 4-5 крупных компаний. Преимущества на конкурсах получат автобусы большой вместимости с низким полом и высокими категориями экологичности (от Евро 3 до Евро 6). Предусмотрено автоматическое продление контракта с фирмой в случае отсутствия нарушений и наличия инвестиционных обязательств по модернизации транспортного парка.
Запрет на использование неприспособленных или переоборудованных из грузовых микроавтобусов сметет с рынка до 30% машин.
Для пассажиров это, однозначно, плюс. Для владельца приспособленного старенького Фольксвагена запрет означает потерю работы и средства заработка.
Цена вопроса
Сейчас легально, полулегально и нелегально перевозят пассажиров порядка 20 тысяч различных компаний. До 80% располагают парком в 2-3 маршрутки, работают без лицензий и без договоров на перевозку пассажиров.
По данным Госкомстата Украины, объем перевозок автомобильным транспортом за 2017 год превысил 2 млрд. человек. Это – легально. Нелегально – минимум вдвое больше.
По оценкам экспертов, объем рынка автобусных перевозок варьируется от 1 до 3,5 млрд. долларов США и представляет реальную конкуренцию железнодорожным перевозкам.
Уменьшение конкуренции, необходимость покупки нового подвижного состава, обеспечение требований безопасности неминуемо приведут к повышению стоимости проезда. Уже сейчас маршрутчики большинства областных центров оценивают минимальную стоимость проезда, для окупаемости, от 9 гривен.
На украинский рынок заходят иностранные фирмы, которые обеспечивают не только международные, но и внутриукраинские маршруты. Основной вопрос – насколько будут интересны перевозчикам с новенькими автобусами нерентабельные маршруты в отдаленные села по весьма специфическим украинским дорогам.